20 мая 2024 г. исполняется 100 лет со дня рождения директора Центрального государственного архива литературы и искусства с 1956 г. по 2001 г. Наталии Борисовны Волковой. Именно ей, после первой же личной встречи, решилась доверить Ариадна Сергеевна Эфрон хранящийся у нее архив Марины Цветаевой.
Наталия Борисовна была другом нашего музея, неоднократно выступала на конференциях, мы часто видели ее на наших вернисажах и памятных вечерах. И в день ее рождения сегодня мы имеем возможность рассказать об одном событии, состоявшемся благодаря Наталии Борисовне в далеком 1982 году. Это будет рассказ от первого лица: о событии вспоминает его непосредственный участник, ныне ведущий научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Елена Баурджановна Коркина.
ФОТОГРАФИИ В АЛЬБОМЕ
С Наталией Борисовной Волковой была связана вся моя архивная жизнь, при ней я проработала двадцать семь лет. Хорошо помню нашу первую встречу, ее затененный близко растущими деревьями кабинет и наш разговор.
– А куда вы собирались после института, какие были планы?
– Я собиралась на Сахалин, в город Холмск, меня брали в газету «Холмский рабочий».
– Я несколько лет прожила на Дальнем Востоке… А какие условия вам предложили, какую зарплату?
– 700 рублей.
– А я смогу предложить 70… Правда, цены там не московские, потому что всё привозное, и самые простые вещи – лук, яблоки, которые у нас стоят тридцать копеек, там три рубля.
После этого разговора, в начале лета 1974 г., меня зачислили на должность младшего научного сотрудника отдела научного описания личных фондов. Первый год я приезжала в архив только за зарплатой, работая по поручениям Ариадны Сергеевны над той частью архива Цветаевой, с которой она готова была расстаться в первую очередь. И через год, в апреле 1975 г., эта часть архива была перевезена в ЦГАЛИ.
В начале августа 1975 г. я опять сидела в кабинете Наталии Борисовны, приехав из Тарусы после похорон Ариадны Сергеевны, и мы вместе плакали.
– Главное теперь, чтобы уцелел архив, который она сохранила.
– Как уцелел? Он же в ее квартире.
– Это-то и опасно.
Тогда мне это опасение было непонятно, и только спустя годы, узнав истории утраченных личных архивов, я поняла, в каком волнении прожила Наталия Борисовна все недели, пока осенью в Москву не вернулась наследница Ариадны Сергеевны Ада Александровна Шкодина-Федерольф и архив Марины Цветаевой не был перевезен в ЦГАЛИ.
К этому архиву у Наталии Борисовны было особое отношение, в память Ариадны Сергеевны. И примером тому служит одно событие, которое никто уже не помнит, и я сама не вспомнила бы о нем, если бы не фотографии в моем альбоме. О них мне и хочется рассказать.
Черно-белые любительские фотографии, когда-то наклеенные мною в большой альбом, который я завела в подражание поразившему мое воображение альбому Георгия Шенгели, очередного моего «фондообразователя». Он, уроженец Керчи, помещая в нем тусклые снимки дорогих ему уголков родного города, сопровождал их пространными записями на полях, исторического, автобиографического, легендарного содержания, оживлявшими эти снимки для постороннего зрителя. И закреплявшими их топографию и хронологию в своей собственной памяти на будущее. Ибо каждый может припомнить, как, найдя в дальнем ящике письменного стола конверт со старыми фотографиями, вы смотрите и, кроме себя, никого и ничего не узнаете – что это за дом? кто все эти люди? что это за река? и когда всё это было?
И тогда, на заре моей архивной жизни, я поняла, какой подарок этот альбом всем керченцам и каким прекрасным архивистом своей жизни был Георгий Аркадьевич Шенгели.
Сейчас, глядя на пять фотографий, размещенных на развороте страниц моего альбома, я вижу, что они запечатлели событие, о котором уже никто не знает, а оно было историческим в нашей московской архивно-музейной жизни. Это первая официальная, организованная государственным учреждением конференция, посвященная Марине Цветаевой, в честь девяностой годовщины со дня ее рождения, состоявшаяся в Москве 29 октября 1982 г.
Особо скажу об авторе снимков. Их сделал Евгений Евгеньевич Степанов, выдающийся исследователь жизни и творчества Гумилёва, автор уникальной трехтомной «Летописи жизни Николая Гумилёва» и книги «Поэт на войне: Николай Гумилёв 1914—1918», прошедший пешком и объехавший на велосипеде все военные маршруты Гумилёва, выверенные им по найденным в архивных собраниях и впервые опубликованным документам.
А тогда он был просто Женя Степанов, московский приятель Кати Лубянниковой, которая приехала из Ленинграда на эту конференцию.
В 1982 г. я уже семь лет работала в ЦГАЛИ СССР и готовила научное описание известного сейчас фонда № 1190 М.И. Цветаевой. В октябре этого года исполнялось девяносто лет со дня ее рождения, и я пошла к Наталии Борисовне с предложением устроить у нас торжественное собрание, конференцию или какое-то чествование этой даты. В нашем первом разговоре об этом выяснилось, что надо найти зал, составить возможный список участников, договориться с ними, получить согласие архивного начальства. То есть, целая предварительная организационная работа!
Зал нашли у соседей. В новом здании архива Советской Армии (ЦГАСА) был большой конференц-зал. Его предоставили в наше полное распоряжение на полдня, с утра до 15 ч.
Эта первая конференция собрала редкий, никогда более не повторившийся состав участников. На сцене за столом президиума сидели: А.И. Цветаева, М.И. Алигер, А.А. Шкодина, А.А. Саакянц, И.В. Кудрова, С.В. Полякова, И.С. Зильберштейн, Е.Б. Тагер, В.Б. Сосинский, Е.Б. Пастернак, Вяч.Вс. Иванов. Трое из присутствовавших знали М.И. Цветаеву лично, семеро были знакомы с А.С. Эфрон.
В зале были Вадим Алексеевич Черных, Лариса Солдатова из Музея А.С. Пушкина на Мойке и кто-то из сотрудниц музея А.А. Блока на Пряжке – Люда Ильюнина или Оля Кузнецова, сейчас точно не помню, через месяц они вместе с И.В. Кудровой отметили у себя в музее 90-летие Цветаевой памятным вечером, на котором я впервые услышала Катю Лубянникову и блистательного Митю Мачинского.
Из содержательной части конференции мало что удержалось в памяти. Научными были, насколько я помню, два доклада – Вяч.Вс. Иванова и С.В. Поляковой. Остальные выступления были скорее сообщениями или репликами. Про свое участие помню только заглавие доклада – «Образ Ахматовой в творческом сознании Цветаевой» – и громкое фырканье В.Б. Сосинского на слово «оптика», которое я вставила для красоты («в тогдашней оптике Цветаевой…»). Доклад С.В. Поляковой, посвященный сравнению «Царь-Девицы» Цветаевой и Державина, вызвал интерес А.Е. Парниса, который предложил докладчице устроить публикацию ее материала, но она, кажется, не воспользовалась этой возможностью.
Само событие официального чествования Цветаевой, и полный зал собравшихся, и аура сидевших на сцене участников создали приподнятую атмосферу и объединили всех радостью открыто проявленного интереса к Марине Цветаевой. Напомню, что до ее столетия, отмеченного юбилейной выставкой в ГМИИ им. А.С. Пушкина, оставалось долгих десять лет, и произошло оно уже в другую эпоху.
Памятью о живом и действенном отклике Наталии Борисовны Волковой на мое робкое предложение мне хотелось поделиться в день ее рождения – с любовью и благодарностью.
На фотографии вверху: Наталия Борисовна Волкова в Доме-музее Марины Цветаевой. 19.03.2014.
Фотографии из альбома:
1. Слева направо: С.В. Полякова, Е.Б. Коркина, М.И. Алигер, А.А. Саакянц, И.В. Кудрова, Н.Б. Волкова, А.А. Шкодина-Федерольф, И.С. Зильберштейн, Е.Б. Пастернак, А.И. Цветаева, Вяч.Вс. Иванов.
2. Слева направо: А.А. Шкодина-Федерольф, Н.Б. Волкова, Е.Б. Коркина, А.А. Саакянц, М.И. Алигер, И.В. Кудрова, А.И. Цветаева, И.С. Зильберштейн.
3. Слева направо: С.В. Полякова, Е.Б.Коркина, М.И. Алигер, А.А. Саакянц, И.В. Кудрова, А.И. Цветаева, Е.Б. Тагер, Н.Б. Волкова, Е.Б. Пастернак, В.Б. Сосинский, Вяч.Вс. Иванов.