Календарь событий

Лекция «Маяковский – Эйзенштейн – Мейерхольд: кино / театр будущего»
(в рамках проекта «Тайна занавеса»)

Иллюстрация: Лекция «Маяковский – Эйзенштейн – Мейерхольд: кино / театр будущего»<br> (в рамках проекта «Тайна занавеса»)
Вход бесплатный, по предварительной регистрации.

 

Регистрация по ссылке: https://dommuseum.timepad.ru/event/1233276/

18 февраля (это вторник) в 19.00 в Доме-музее Марины Цветаевой в рамках проекта «Тайна занавеса» состоится лекция Галины Антиповой (Государственный музей В.В.Маяковского) «Маяковский – Эйзенштейн – Мейерхольд: кино / театр будущего». Лекция - часть специального цикла «Музеи о театрах» нашего проекта «Лекторий Дома», созданного в партнёрстве с компанией Storytel.

Проблема соотношения театра и кинематографа в художественном сознании начала ХХ века была достаточно острой. В русском искусстве их взаимодействие наиболее явно связано с именами Всеволода Мейерхольда, Сергея Эйзенштейна и Владимира Маяковского.

Кино, возникнув как балаганное зрелище, скоро заставило переосмыслить привычные представления, явившись то китчево-демократической антитезой, то подлинно демократической альтернативой театру, а то и грядущей заменой всему искусству вообще. Глубокое взаимодействие кино с театром оказалось возможно тогда, когда вторжение в театр монтажного мышления охватило все компоненты зрелища. Михаил Ларионов планировал в своих театральных представлениях набрасывать кинематографический «световой костюм» на нагую фигуру актера.

Для Мейерхольда использование кино было способом проникновения реальности в театр.

Для Эйзенштейна театр с использованием кинокадров стал отправной точкой создания нового диалектического искусства: «Театр диалектического материализма – это уже кино».

Между тем сам принцип монтажа аттракционов опирался на работу Мейерхольда, осуществлявшего монтажный принцип построения в ряде спектаклей и прежде всего – в «Мистерии-буфф». Маяковский пытался использовать кино для осмысления связи реального с нереальным, но, не осуществив своих планов, обратился опять к театру.

Путь от радикального театрального эксперимента к кинематографу повторили и такие режиссеры, как Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич.

О лекторе:

Галина Александровна Антипова – научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского, куратор знаковых выставок, лектор, автор статей о поэте, его современниках и кинематографе ХХ века. Она разработала концепции таких ключевых проектов музея, как «Шесть невозможностей до завтрака», «Нас мало. Нас может быть трое», а также партнерских выставок-исследований «Люди с прыгающей походкой», «Здорово, в веках Владимир!», «Пушкиноты млеющего полдня». Ее статьи опубликованы в различных изданиях и интересны как научному сообществу, так и широкому кругу читателей: «Маяковский и европейский киноавангард 1920-х годов» (сборник статей «Маяковский продолжается», вып. 3), «В мастерской стиха Маяковского: от “Я” до Я» (журнал «Русская словесность»), «“Окна РОСТА” и Маяковский – художник книги» (книга «Пятнами красок, звоном лозунгов…»), «Маяковский – Базаров: к реконструкции несыгранной роли» («Славистический сборник Матицы Сербской», вып. 95).

 Ждем вас 18 февраля 2020 года в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: +7 (495) 695 35 43

 #Findmeinatheater

Проект «Тайна занавеса» в Доме-музее Марины Цветаевой приурочен к завершению Года театра в России и пройдет с 14 февраля по 5 апреля 2020 года.

Проект инициирован в связи с особой историей отношения Марины Цветаевой к театру: настоящий «театральный роман» пережила она в годы революции. Именно здесь, в Борисоглебском переулке, были написаны шесть из восьми ее пьес. К сожалению, ни одна из них при жизни поэта поставлена не была, но они, несомненно, являются драгоценным вкладом в сокровищницу отечественного театрального наследия.

Проект «Тайна занавеса» призван раскрыть тему искусства театра через истории его творцов – актеров, режиссеров, художников, композиторов, драматургов. Проект включает в себя выставку Евгения Гриневича «Найди меня в театре», а также масштабную программу мероприятий, которая делится на три блока: Лекторий Дома «Музеи о театре» (каждый вторник ведущие специалисты профильных музеев будут читать уникальные лекции о судьбах театральных деятелей), цикл творческих встреч (по четвергам), спектакли и театрализованные музыкальные вечера (по субботам).