Художественные выставки

Выставка «Война и Мир Евгения Расторгуева»

Вход на выставку по бесплатным билетам.
6+

 

Россия – это жизнь человеческая.
У каждого она складывается по-разному,
но каждая жизнь – это травинка России.
                                          Е.А. Расторгуев

С 6 мая по 15 июня 2025 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдет выставка «Война и Мир Евгения Расторгуева», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Выставка состоит из двух разделов – собственно, Войны и Мира. В каждом из залов мы увидим две совершенно разные истории. Техника быстрого карандашного наброска военных этюдов преобразуется в буйство красок и форм мирных рисунков. Мы видим две ипостаси человеческой жизни: одинокие травинки России военной и волшебные цветы мирного Городца.

Евгений Анатольевич Расторгуев писал: «В обнаженности своей души – спасение художника». Возможно, он уже находил спасение в военных зарисовках, а в городецком эскапизме это спасение очевидно.

Фронтовые рисунки фиксируют жизнь художника, когда он воевал на Карельском фронте, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции по освобождению Северной Норвегии. Здесь запечатлена военная жизнь Сегежи, Медвежьегорска и Мурманска, а также представлены многочисленные портреты сослуживцев.

Несколько работ Расторгуева были напечатаны в газете 32-й армии «Боевой путь»; вскоре Евгений Анатольевич был принят в штат этой газеты, где ярко проявился его талант документалиста.

Вторая часть выставки посвящена городецкому миру. С одной стороны, в своем спокойствии, гармонии, радости он противопоставляется сухим и скупым воспоминаниям о войне. С другой стороны, расторгуевский Городец – это действительно отдельный мир, вселенная, построенная по законам счастья.

«Хочу создать свою землю и назвать ее “Городец” – со своим небом и своими героями, где нет ни злодеев, ни всякой прочей швали, а населяют ее милые моему сердцу – чудаки». «Чудаки украшают мир», – так говорил сам Евгений Анатольевич о героях своего городецкого мира. «Чудесные неожиданности, которые подарил мне Городец, видимо, в его воздухе, в траве у заборов и оврагов и в волжской воде – они питают воображение и подстегивают мысль».

В воспоминаниях о Городце, доме детства и широких ярмарках Расторгуев с точностью, присущей импрессионистам, описывает окружавшие его цвета, звуки и запахи. Его палитра отсылает нас к серо-фиолетовому древесному теплу дощатых заборов, блеску спинок карасей в пруду, стальному отливу Волги, голубым и серебряным зарослям лопухов, крапивы и иван-чая.

Городецкие герои же возникают из детских увлечений мифическими существами и Гоголем, а также балаганными и ярмарочными персонажами.

Это мир, сотканных из снов, грез и детских воспоминаний. «Только на этой почве родного дома (своего) может вырасти дальнейшее искусство».

В записных книжках Расторгуева найдена мысль о том, что представителей новейшего искусства – Коро, Ренуара, Сезанна, Брака – отличала влюбленность в одну точку земли, связанную с духовностью. Такой точкой для Расторгуева, безусловно, стал Городец.

Он был убежден, что любое искреннее искусство автопортретно, а корни – это народное искусство. Опьяняясь городецким мифом, мы в первую очередь чувствуем ясность, распахнутость взгляда художника. Вместе с тем каждая работа доказывает его потрясающую эрудированность, его невероятные познания в теории и истории искусства. Помимо картин Евгений Расторгуев оставил массу критических статей как о современной ему живописи, так и о признанных европейских и русских мастерах. Его любовь к Сезанну, Матиссу, Ларионову и Гончаровой отчетливо проступает в каждой работе городецкой серии. В этой любви и образуется самость художника, ведь, по словам Евгения Анатольевича, «даже Ван Гога имитировать нетрудно. Нелегко быть самим собой».

О художнике:

Евгений Анатольевич Расторгуев – советский и российский художник-живописец, график, скульптор-керамист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза художников СССР (1953).

Работы художника экспонировались на выставке декоративно-прикладного искусства в салоне Нади Леже в Париже (1975), на выставке скульптуры малых форм в Нью-Дели (Индия) в 1979, на выставке произведений советских художников в Бирмингеме (Великобритания) в 1988, в Варшаве (Польша) и Торонто (Канада) в 1989, на выставках в Пенсильвании (США), Онфлере (Франция) в 1991, на выставке «Пять русских художников в Риме» в Галерее «Сан Лоренцо» (Италия) в 1993 и многих других.

Картины Евгения Анатольевича Расторгуева находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики «Кусково», Московского музея современного искусства, Государственного Русского музея, Музея обороны Ленинграда (Санкт-Петербург), художественных музеев Вологды, Чебоксар, Орла, Нижнего Новгорода, Херсона, Томска, Екатеринбурга, Ижевска, Кемерова, Челябинска, Ферапонтова, Новокузнецка, Петрозаводска, Тюмени. Работы Расторгуева есть в Музее Ватикана (Рим, Италия), в Художественном музее Тулузы (Франция), в Музее Cremona Foundation (Механишвилл, США), в Галерее П. Людвига (Кельн, Германия); в частных собраниях Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Италии, Польши, США, Финляндии, Франции, Чехии, Новой Зеландии.

Ждем вас с 6 мая по 15 июня 2025 года в концертном и малом залах Дома-музея Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: +7 (495) 695 35 43