Художественные выставки

Выставка «Марина Цветаева. Поле притяжения»

Вход на выставку по билету на постоянную экспозицию.
12+

 

С 12 мая по 17 июля 2022 года наш музей станет местом воплощения мега-проекта «Марина Цветаева. Поле притяжения». Это итог многолетнего выставочного марафона, начавшегося в стенах Дома-музея Марины Цветаевой в 2014 году, результат сотворчества команды единомышленников: художника-офортиста Светланы Ланшаковой, художника-графика Марины Гуровой и куратора их выставок Натэллы Войскунской.

Цветаева и Гончарова, Цветаева и Рильке, Цветаева и Пастернак, Цветаева и Тарковский – самостоятельные сюжеты соединяются в один изороман, в котором все сплетения судеб являются частью истории одной предопределенной судьбы, а все персонажи – реальные. Отдельными главами этого романа стали эксклюзивные рукотворные издания livre d’artiste («книга художника»). В них – не иллюстрации к тем или иным событиям из жизни Цветаевой, а визуальное осмысление поэтического, прозаического и эпистолярного наследия поэта современными художниками.

Цветаева как магнит всю жизнь притягивала людей совершенно разных зарядов. Продолжая сравнение, Цветаева здесь не «бренная пена», а волна – волна электромагнитная и ударная одновременно.

«Поле притяжения» – это место, где растут «Цветы и гончарня» (Марина Цветаева и Наталья Гончарова), это место сбора «ослепительнейших плодов нашего бытия» (Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке), это поле, на котором единственно точными реакциями становятся стихи (Цветаева и Тарковский; «Я – жизнь, пришедшая на ужин»).

«Мега-проект “Марина Цветаева. Поле притяжения” объединил несколько выставочных проектов, предшествовавших нынешнему – и очевидно малых, и столь же очевидно больших, суммарно сложившихся в изороман о жизни, судьбе, встречах и не-встречах Марины Цветаевой с адресатами ее нетленной поэзии.

Марина Цветаева (1892–1941): “…я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет!”; “Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не вытянешь. <…> будет час – сама… расплету, расплещу, распущу: песню отдам ветрам, пряжу свою – гнездам. Это будет час… рождения в другую жизнь”.

Уже более 100 лет поэзия Цветаевой врывается в жизнь ее читателей. Восторг и отрицание, приятие и непонимание, неприятие дерзости и восхищение смелостью поэтического высказывания определяют силовые линии поля притяжения миллионов почитателей, коих за столетие уж точно набралось не меньше.

Наследие поэта испытало воздействие и центробежных, и центростремительных сил, в разное время действовавших в России, Европе и СССР – везде, где была счастлива, страдала и проживала свою земную жизнь Марина Цветаева.

Обретение читателей случилось в параллель с притяжением собратьев по перу: Макса Волошина, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Райнера Мария Рильке, Анны Ахматовой, Арсения Тарковского… да и не только.

Нерв и мощь поэтического дара Цветаевой стали символом служения музам – Каллиопе, Эрато и Евтерпе, иными словами, символом служения поэтическому Слову.

Великий вклад Марины Ивановны Цветаевой в мировую культуру – расширение поля притяжения русского языка и русской речи».

Натэлла Войскунская, куратор проекта

Глава «Марина Цветаева. Вольная смерть»

«Я – жизнь, пришедшая на ужин…»

Судьба каждого великого поэта – это, как правило, самостоятельное произведение, задуманное жизнью, а написанное нередко кровью… На каждый поворот собственной судьбы у поэта находится поэтический отклик, на каждый поворот судьбы поэта у художника – свой визуальный ответ.

Проект «Freitod – Вольная смерть» (название заимствовано у Омри Ронена) – попытка художника Светланы Ланшаковой визуализировать несколько десятков узлов судьбы Марины Цветаевой. Создано более 80 офортов, основанных на художественной переработке документов и архивов из фондов Дома-музея Марины Цветаевой. В них – подробный визуальный рассказ о творческом наследии и о жизненном пути поэта – от рождения до трагической гибели.

На выставке экспонируются 16 офортов Светланы Ланшаковой, составивших livre d’artiste «Freitod – Вольная смерть». Livre d’artiste – штучное издание, обычно подготовленное в нескольких, а нередко и в единственном экземпляре. Один экземпляр книги «Freitod – Вольная смерть» находится в коллекции Библиотеки имени Уотсона крупнейшего в мире художественного музея «Метрополитен» в Нью-Йорке.

«Freitod – Вольная смерть», созданная в трех экземплярах, сразу попала в разряд раритетов. Как правило, обложка таких изданий – самостоятельное произведение искусства, порой даже арт-объект. В данном случае для серии составляющих книгу офортов сделан специальный футляр-чемодан (автор Иван Писков), перевязанный веревкой… Нельзя не увидеть в этом прямую отсылку к отъезду Марины Цветаевой в эвакуацию, в Елабугу.

Именно на выставке в Елабуге акцент был сделан на последнем стихотворении, написанном Цветаевой в Москве в марте 1941 года: «Все повторяю первый стих…». Таков отклик на стихотворение Арсения Тарковского «Стол накрыт на шестерых…» (1940).

Перекличка поэтов продолжилась и после смерти Цветаевой. Тарковский, получив эту весть, написал знаменитые строки: «Сколько было пустого, вздорного! / Сердце падает, как в пролом — / Это птица прибоя черного / Перерубленным бьет крылом…»

Глава «Рильке – Цветаева»

«Элегия для Марины»

В основе проекта художника Марины Гуровой – краткий, длившийся чуть более семи месяцев 1926 года, период жизни Марины Цветаевой, прошедший под знаком ее переписки с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке. Переписка двух великих поэтов ХХ века вошла в золотой фонд эпистолярного жанра. Этот обмен письмами некоторые биографы называют классическим образцом тайнописи, понятной только обоим адресатам.

Свое последнее поэтическое произведение Райнер Мария Рильке посвятил Марине Цветаевой: «Elegie für Marina» написана 8 июня 1926 года.

На выставке представлены графические работы Марины Гуровой, ставшие иллюстрациями к «Элегии» Рильке. Это своего рода импрессьоны, пленэрные абстракции, импровизации, запечатлевшие тихие уголки одного из заброшенных московских парков. Поразительным образом созвучные интонациям и эмоциональной тональности «Элегии» Рильке, они как нельзя более перекликаются с поэтической образностью этого текста.

Вниманию зрителей представлена рукотворная книга «Рильке», выполненная в трех экземплярах в жанре livre d’artiste. Это большеформатное издание с текстом «Элегии для Марины», написанным от руки на рисовой бумаге, и 13 офортами по графическим листам художника. Один экземпляр этой книги находится в коллекции Библиотеки имени Уотсона музея «Метрополитен» (Нью-Йорк).

На выставке демонстрируется видеопрезентация этой книги на русском и немецком языках.

Глава «Марина Цветаева – Наталья Гончарова»

«Конечно, мы сестры с тобой…»

Марина Ивановна Цветаева – всемирно признанный поэт. Наталья Сергеевна Гончарова – всемирно признанный живописец. Но много ли найдется людей, в сознании которых поэт Марина Цветаева ассоциируется с художником Натальей Гончаровой? Еще меньше тех, кто знает, что художник Наталья Сергеевна Гончарова (внучатая племянница Н.Н. Гончаровой, по мужу Пушкиной) писала стихи.

Проект «Конечно, мы сестры с тобой…» соединяет два оригинальных взгляда современных московских художников на пересечение, на «судьбы сплетенье» двух представителей российской культуры в Европе. Сложносочиненные цветные офорты Ланшаковой и по-японски стилизованный утонченный диптих «Цветы и гончарня» Гуровой – оммаж великому Поэту и великому Художнику. Их встреча даже сейчас, почти столетие спустя, вдохновляет и эмоционально завораживает. Два уникальных рукотворных издания livre d’artiste Светланы Ланшаковой «Конечно, мы сестры с тобой…» и Марии Гуровой «Цветы и гончарня» – нежное, бережное прикосновение к художественному наследию и судьбоносной встрече Цветаевой и Гончаровой.

Ждем вас c 12 мая по 17 июля 2022 года на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: +7 (495) 695 35 43