Клуб поэзии. «Город. Зимнее небо». Борис Пастернак
11 февраля (это суббота) в 17.00 Клуб поэзии проведет в Доме-музее Марины Цветаевой свое заседание, которое будет приурочено ко дню рождения Бориса Пастернака (10 февраля 1890 – 30 мая 1960) и посвящено послевоенному периоду его творчества.
Клуб поэзии продолжает сезон 2022/2023 года. Девиз сезона – «Бродячие сюжеты русской поэзии».
На этот раз мы будем говорить о трагическом и великом послевоенном периоде в творческой судьбе Бориса Пастернака: это было время его творческого триумфа и кризиса в личной жизни, расцвета таланта и череды страшных испытаний.
Период 1945–1960 годов был противоречивым временем, насыщенным самыми разными событиями для Пастернака, для его окружения, для страны.
Зимой 1945–1946 годов Пастернак приступил к написанию романа, который долгое время назывался «Мальчики и девочки». С самого начала писались и «стихи из романа». С 1946 по 1949 год длился и еще один роман – отношения Пастернака с Ольгой Ивинской, прототипом Лары из романа. В эти годы написаны пять или шесть глав прозы и многие стихи живаговского цикла, чеканные, словно отлитые в бронзе. Переведен огромный корпус стихотворений Шандора Пётефи, несколько драм Шекспира и «Фауст» Гёте. Титанический труд!
1952 год – тяжелейший инфаркт у Пастернака.
О Господи, как совершенны
Дела Твои, – думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
(«В больнице», 1956)
Темы жертвенности и смерти, благодарности Богу и бессмертия, захватившие Пастернака в его военных стихах (помните, мы говорили об этом в мае 2022 года в кабинете поэта в Переделкине?), продолжаются и питают его роман, главу за главой, стихи Юрия Живаго, стихи цикла «Когда разгуляется» (1956–1959). Поэт неустанно трудился, он «разбивал стихи, как сад», он работал «как летчик, как звезда». Отсюда, словно круги по волнам вечности, разошлись те самые бродячие сюжеты и вечные темы русской поэзии, что мы и сегодня зовем пастернаковскими: снег («Первый снег», «Снег идет…» и еще, и еще), липы («Липовая аллея» и другие) и, наконец, настойчивый мотив ночного города, которым начинается еще одна вещь – маленькая поэма «Вакханалия», своего рода антипод стихам «В больнице». Вот эти загадочные слова, давшие название нашему вечеру (разгадаем при встрече!):
Город. Зимнее небо.
Тьма. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба
Свет, и служба идет.
Поэт, как Христос в стихах из романа, знает все наперед. Сквозь прозрачный зимний оттепельный березняк он вглядывается в будущее, в нас с вами:
Я вижу сквозь его пролеты
Bсю будущую жизнь насквозь.
Bсё до мельчайшей доли сотой
В ней оправдалось и сбылось.
(«Все сбылось», 1958)
Бессмертие? Или это называется иначе?
Просто заканчивается вечеринка, заканчивается свидание:
Прошло ночное торжество.
Забыты шутки и проделки.
На кухне вымыты тарелки.
Никто не помнит ничего.
(«Вакханалия», 1957)
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
(«Свидание», 1949)
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
(«Единственные дни», 1959)
Обо всем этом – на заседании Клуба поэзии 11 февраля 2023 года.
Неизменный девиз Клуба поэзии: «Безграничная любовь к поэзии + дружелюбие». Больше информации – на сайте Клуба https://semenova48.wixsite.com/physpoetryclub
Смотрите записи заседаний и Диалогов Клуба поэзии в YouTube: https://www.youtube.com/c/КлубПоэзии.
Подписывайтесь на канал Клуба поэзии в сети ВКонтакте https://vk.com/public168714527 и в Телеграме https://t.me/physpoetryclub
Ждем вас 11 февраля 2023 года в концертном зале Дома-музея Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.
Тел.: +7 (495) 695 35 43