Календарь событий

«Эмер. Мистерия»: спектакль театра «Orgia sanguinea»

Иллюстрация: «Эмер. Мистерия»: спектакль театра «Orgia sanguinea»
Стоимость билета – 600 руб., льготного – 500 руб. 18+

 

9 февраля (это будет воскресенье) в 19.00 Мистериально-литературный театр «Orgia sanguinea» представит зрителям спектакль «Эмер. Мистерия» по стихам У.Б. Йейтса и его же пьесе «Единственная ревность Эмер», написанной в 1919 году как часть цикла об ирландском мифологическом герое Кухулине. В 1923-м Йейтс получил за этот цикл и другие свои произведения Нобелевскую премию в области литературы.

Сюжет пьесы восходит к ирландской саге «Болезнь Кухулина», однако Йейтс предполагал ее к постановке в жанре, близком к японскому театру но, чем и объясняется своеобразная японско-ирландская стилистика зрелища. При этом «Эмер» служит наглядной иллюстрацией к эзотерической системе «Видения», которую Йейтс разрабатывал в тот же период вместе с супругой, Джорджи Хайд-Лис. Поэтому в одном из возможных прочтений зритель увидит на сцене только одного персонажа – самого Кухулина как альтер-эго поэта. Остальные действующие лица этой сложной любовной коллизии – символические образы и проекции его психических и духовных способностей.

Особняком стоят три Музыканта, решенные в священных кельтских цветах – красном, черном и белом. Красный музыкант – нарратор, который называет, создает всех персонажей спектакля, а в конце отправляет их в небытие. Белый и Черный – противоборствующие, но неразрывно связанные друг с другом силы дуального бытия: Белый – стихия грезы, символически явленная в образе моря, олицетворение мира сидов; Черный – материальная, человеческая природа.

Белую тинктуру в мире Кухулина воплощает его божественная возлюбленная, сида Фанд. В его психике и системе трактата «Видение» это сила, называемая Маской, – извечная Греза, цель устремлений личности, желанная, но недостижимая в воплощенной жизни. Черная тинктура – это жена Кухулина, королева Эмер. В «Видении» и внутреннем мире героя это так называемое Тело Судьбы – сумма обусловленностей воплощенного бытия и материальной жизни.

Маска и Тело Судьбы зависят друг от друга: воплощенный человек не может остаться с чем-то одним и отвергнуть другое. Поэтому Эмер, вынужденная отречься от Кухулина ради его спасения (и тем самым отнимающая его у сиды Фанд и расстраивающая ее игру), уничтожает обе силы, на которых держится земное воплощение. Этот выбор предвосхищает скорую смерть Кухулина, речь о которой пойдет в следующей пьесе цикла. Лишенный Маски и Тела Судьбы, Кухулин устремляется навстречу смерти и дальнейшим перевоплощениям лунного круга. Однако в более широком контексте и сама эта смерть, и пробуждение героя в финале символически отсылают к мифологической первооснове пьесы, где боги и друиды исцеляют Кухулина и Эмер, погруженных в «сон разума», освобождая их от внутреннего раздора и выводя «…на волю, за пределы / Извечного вращенья колеса, / Жестокой красоты, словес премудрых, / Неистовства приливов и отливов».

Ждем вас 9 февраля 2020 года в концертном зале Дома-музея Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: +7 (495) 695 35 43