Календарь событий

Открытие выставки Евгения Герфа «Пусть свет»

Иллюстрация: Открытие выставки Евгения Герфа «Пусть свет»
Вход свободный.

 

        фотоанаграмма светлАны ивАновой

 

27 сентября (это четверг) в 19.00 в Доме-музее Марины Цветаевой состоится открытие выставки Евгения Герфа «Пусть свет». Ее можно будет посетить 26–30 сентября 2018 года.

Хотя истлеет белая бумага,
хотя бы и на призрачных правах,
но я вернусь, хотя бы на словах!

Евгений Иосифович Герф (1937, Хабаровск – 2006, Москва) был московским врачом (работал на скорой помощи) и поэтом, художником. Автор книг «Тростник ветром колеблемый. Стихотворения» (1990) и «Река быть» (не издана). В 1964 г. Герф посетил в ссылке Бродского, с которым познакомился в доме Копелевых. После публикации стихов в журнале «Континент» (под псевдонимом, 1984) уволен с работы по специальности. Был гардеробщиком в консерватории, сторожем в церкви, когда стало возможно – врачом районной поликлиники. Публикации: в журналах «Истина и жизнь», «Новая камера хранения», в проекте «Arzamas». Посмертную подборку стихотворений Герфа для «Нового литературного обозрения» подготовил Михаил Айзенберг.

Живописное и графическое наследие Герфа демонстрируется впервые.

Он видел и слышал Чудо. Чудо – каждодневное, настырное, и такое огромное, что его не способна вместить ни одна Церковь, не то что душа человека. Реальное, живое Чудо – не метафора, а синдром, с которым он прожил жизнь. Попробуйте представить себе Чудо как диагноз: что с ним делать? Рисовать, петь, смеяться, молиться? Прописывать пациентам? Или наоборот, собрав по московским бульварам, раскладывать дома, разглядывать Чудо на свет, записывать и переписывать, распихивать по дальним блокнотам?

Он так и жил: прописывал, запирался, разглядывал и раскладывал, давал отлежаться, настояться, часто годами, редактировал до смерти, часто портил.

По большому счету, он жил с Чудом, как люди живут с хронической болезнью. Уставая бороться, он просто отключал сознание, давая Чуду работать напрямую. Он так и людей лечил: не анализировал, а просто видел точный диагноз. Он не анализировал, не предсказывал, а именно видел точный цвет дня, в который родится его сын, и снег точной даты своей смерти. Он так даже бульон варил, препарировал цыпленка своими замытыми до трещин хирургическими руками, восхищаясь красотой каждой мышцы, красотой Творения.

Первый московский снег был вообще в их с Чудом жизни главным праздником:

Снег с боярышнего куста,
Снег, святая простота.

Он, наученный горьким опытом, понимал всю неоднозначность этого мира и, как подпольщик-революционер, всю жизнь пытался засунуть Чудо в дальние скобки, чтоб сразу не заметили, не тронули, не забрали.

(В медицине «скобки Герфа» – это метод ушивания кожных ран. Применяется в хирургии, называется – в честь какого-то техасского немца. А должен бы – в мире – должен бы – в честь него.)

Большую часть Чуда он забрал с собой. Нам остались картины, аквариум набросков, и два ящика каштанов, которые он подбирал по бульварам, боясь умереть от голода. Слушайте, смотрите!

Леонид Иванов. Скобки Герфа

Ждем вас на вернисаже 27 сентября 2018 года в Доме-музее Марины Цветаевой (зал «Кафе поэтов») по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1. Выставка уже будет доступна посетителям днем раньше, 26 сентября, и продлится до 30 сентября.

Тел.: +7 (495) 695 35 43