Русская композиторская школа - музыкальные традиции, которые покорили весь мир. Мы гордимся этими именами и черпаем вдохновение в их творческом наследии, однако можем ли мы с уверенностью сказать, что понимаем как и почему русская классическая музыка имеет такое большое значение для мировой культуры?
Для всех, кто хотел бы научиться слушать и по настоящему понимать классическую музыку Дом -музей Марины Цветаевой запускает курс лекций "Русская музыкальная традиция: от Глинки до Шостаковича".
Вместе с автором курса Денисом Хоровым мы познакомимся с основными периодами в развитии русской музыки и прослушаем отрывки знаковых произведений великих российских и советских композиторов с середины XVIII до первой половины XX вв.
Денис Хоров - композитор, ведущий научный сотрудник «Мемориальный музей А.Н. Скрябина», лауреат Международных конкурсов, куратор музыкальных программ, член Союза Московских композиторов и Союза композиторов РФ, выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Лекция №1 20.02.2018 Зарождение музыкальной традиции На первой лекции мы сможем проследить зарождение русской музыкальной традиции. Прослушаем фрагменты знаковых произведений и разберем особенности устройства европейской музыки внутри русской культуры. Рассмотрим понятия русской духовной музыки, хорового концерта, комической оперы, бытовой вокальной лирики и камерно-инструментальной музыки. |
Лекция №2 27.02.2018 На второй лекции нашими героями станут великие русские композиторы Михаил Глинка и Александр Даргомыжский. Мы прослушаем и разберем оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя»/«Иван Сусанин», «Русалка», «Каменный гость». Рассмотрим особенности и различия симфонической и камерной музыки.
|
|||
Лекция №3 06.03.2018 Первые русские консерватории. Начало новой эры Что представляло из себя революционное музыкальное образование в России? Какова была система передовых исполнительских практик и принципов? Герои лекции – Антон и Николай Рубинштейны, титаны русского искусства.
|
Лекция №4 13.03.2018 «Могучая кучка» - кружок по интересам Что такое национальная идея в музыке? Как формировались и воплощались «русские» темы? Слушаем Николая Римского-Корсакова, Милия Балакирева, Модеста Мусоргского и Александра Бородина.
|
|||
Лекция №5 20.03.2018 Петр Чайковский. Гений Почему мы можем говорить о революции в балетной музыке? Что кардинально новое появляется в русской симфонии и опере? Погружаемся в гениальную музыку Петра Чайковского.
|
Лекция №6 27.03.2018 «Беляевские пятницы» или разговор мужчин среднего возраста о судьбе русского искусства Народная сказка в творчестве Анатолия Лядова. Тема «эпоса» в музыке Александра Глазунова. Русская молодая наука о музыке и Сергей Танеев. Музыкально-общественная деятельность конца XIX века. |
|||
Лекция №7 03.04.2018 Музыкальный Серебряный век Темы, мотивы и их воплощения. Завершение «романтической» художественной практики «композитор-пианист».
|
Лекция №8
10.04.2018 Революция и музыка. Забытые композиторы забытых объединений АСМ (Ассоциация современной музыки). Одинокие гении новых музыкальных систем Александр Мосолов, Иван Вышнеградский, Артур Лурье и другие. Забытые композиторы забытых объединений.
|
|||
Лекция №9 17.04.2018 Великие «иностранцы» и великие «возвращенцы» Игорь Стравинский. Основные топосы в музыке. «Русскость» как прием. Первый концептуалист. Великие «возвращенцы». Сергей Прокофьев. Новое в системе тональности, мелодии и форме. Советский «романтизм».
|
Лекция №10
24.04.2018 Дмитрий Шостакович – «Орфей», спускающийся в ад. Художник и народ. Именные лады в музыке. Традиции русской музыки в операх и симфониях Д.Шостаковича. Последователи и наследники. Шостакович сегодня.
|