Формирование собрания началось еще до публичного открытия музея в 1992 году. Задолго до этого потомки людей из ближайшего окружения Марины Цветаевой, почитатели ее поэзии, коллекционеры передавали музею мемориальные вещи и предметы эпохи, составившие основу экспозиции. Круг дарителей, сформировавшийся на том этапе, постоянно расширяется, а с ним растут и коллекции музея.
На сегодняшний день фондовое собрание музея насчитывает более 45000 единиц хранения и делится на семь коллекций: мемориально-вещевая, документы, фотодокументы, печатные издания, живопись, графика и скульптура.
Жемчужина коллекции - личные вещи поэта, такие как платье М. Цветаевой ; клипсы ; браслет, подаренный ею сестре мужа Е.Я. Эфрон; коралловые бусы; кофейная пара с портретом Жозефины Богарне; миниатюрное издание Библии XVIII века; фаянсовая ваза, найденная на чердаке дома в Борисоглебском переулке; брошь с портретом герцога Рейхштадтского и другие.
-
Цветаева М.И. Царь-Девица: Поэма-сказка. Берлин, 1922. Бумага, печать, чернила черные.
-
С.Я. Эфрон с сослуживцем. Ст. Багратионовская, 1 мая 1915 г. Бумага, фотопечать, картон, ледерин, стекло, металл. С.Я. Эфрон подарил это фото М.И. Цветаевой в Берлине в мае 1922 года.
-
Чемодан. Россия, 1930-е гг.Фанера, краска, металл. Чемодан А.И. Цветаевой, находился с ней в ссылке с 1938 г. до ее возвращения в Москву в 1961 г.
-
М.И. Цветаева. Стихотворение «С фонарем обшарьте…» Автограф. Авторская дата: «Париж, кажется 1932 г.» Бумага, чернила синие.
-
А.С. Эфрон. «Мама. Версаль». Париж, 1928 г. Бумага, акварель.
-
La Sainte Bible. L'ancien et le nouveau Testament. Amsterdam, 1710. [Священная библия. Ветхий и Новый завет]. На французском языке. Бумага, картон, кожа, ткань, печать, тиснение. Принадлежала М. Цветаевой.
-
Статуэтка. Собака. Завод А. Попова, вторая треть XIX в. Фарфор, лепка, роспись, глазурование. Принадлежала А.С. Эфрон.
В собрание музея входят материалы, документирующие биографию и творческую деятельность современников поэта – Б. Пастернака, К. Бальмонта, А. Ахматовой, А. Тарковского, И. Эренбурга и многих других.
-
М.А. Волошин. [Коктебельский пейзаж]. На обороте письмо М.А. Волошина к В.Я. Эфрон. Коктебель, 25.04.1928 г. Бумага, чернила черные, акварель.
-
Ю.А. Завадский. Дружеский шарж на П. Антокольского и Ю. Завадского. Москва, 1927 г. Бумага, картон, простой графитный карандаш, чернила фиолетовые.
-
Секретер настольный. Россия, XIX век. Дерево, точение, тонировка, рисовка кистью, металлическая фурнитура. Принадлежал Ф.Г. Раневской, бывавшей в доме Цветаевой в 1916 году.
-
Л.Л. Квятковский. Печатная форма (клише) для ксилографии. Е. Рейн. Судак, 1924 г. Резьба по дереву.
-
В. Соколов. Кукла-марионетка «Негр». Москва, нач. XX в. Дерево, металл, кожа, резьба, ткань, машинное шитье
-
Ахматова А.А. Четки. Берлин, 1923. С автографом автора. Бумага, печать, паста шариковая синяя.
Значительная часть собрания – архив русского зарубежья, поступивший в музей в 1990-х годах из Советского фонда культуры. Это уникальное собрание документов, писем и печатных изданий, относящихся к первой и второй волнам эмиграции. В конце 1980-х годов академик Д.С. Лихачев обратился к русским эмигрантам в Европе с просьбой вернуть на родину сохраненные ими реликвии, с тем чтобы они были переданы в библиотеки и музеи. Решением Президиума Фонда культуры коллекция была передана Дому-музею Марины Цветаевой и с тех пор постоянно пополнялась. Сейчас в ней насчитывается свыше двадцати двух тысяч единиц хранения, среди которых автографы и рукописи З. Гиппиус, А. Ремизова, И. Бунина и др., прижизненные сборники большинства русских поэтов эмиграции, а также самая полная в России коллекция русских эмигрантских периодических изданий.
-
Версты. Журнал. Под ред. кн. Д.П. Святополк-Мирского, П.П. Сувчинского, С.Я. Эфрона и при ближайшем участии Алексея Ремизова, Марины Цветаевой и Льва Шестова. Париж, 1928, № 3. 288 с. Бумага, печать.
-
Записная книжка З. Н. Гиппиус. Париж, начата 1 сентября 1939 г. - окончена [12 июля 1940 г.]. Бумага, картон, чернила черные и зеленые, простой графитный карандаш.
-
Записная книжка З. Н. Гиппиус. Париж, начата 1 сентября 1939 г. - окончена [12 июля 1940 г.]. Бумага, картон, чернила черные и зеленые, простой графитный карандаш.
-
Страница из журнала «Иллюстрированная Россия», выходившего в Париже с 1924 по 1939 год.
Таким образом, собрание музея объединяет два крупных блока: биографический блок «Цветаева и современники» и тематический блок «Русская эмиграция. 1917–1950». Зарубежная часть в значительной мере дополняет основную, биографическую линию. Благодаря ей Дом-музей Марины Цветаевой является единственным из «цветаевских» музеев, который может объемно представить и дореволюционный, и эмигрантский, и советский периоды жизни поэта.
-
Программа вечера, посвященного А.И. Куприну. С автографом. Париж, 18 мая 1924 г. Бумага, печать, чернила черные
-
Фотопортрет П.Н.Врангеля. С автографом на паспарту. Брюссель, 1924 г. Картон, отпечаток на альбуминовой бумаге, чернила черные.
-
И. Северянин. «Моя удочка». Эстония, Тойла, [1920-е гг.] Бумага, чернила черные.
-
И. Северянин. «Моя удочка». Эстония, Тойла, [1920-е гг.] Бумага, чернила черные.
-
Фотография Ф.И. Шаляпина, с дарственной надписью С.И. Тимашевой. 1925 г. Отпечаток на альбуминовой бумаге, чернила черные.
-
И.Я. Билибин. Портрет Л. Чириковой. 1919 г. Бумага, простой графитный карандаш.